2. Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ
Общепринято разделение старинных окинав-ских школ рукопашного боя на две основные группы: "Сёрин-рю" (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и "Сёрэй-рю" (стиль Наха-тэ).
- "Фунакоси Гичин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям" (Нагаминэ Сёсин, "Сущность Окинавского каратэ-до");
- "Исследуя ката, можно в целом подразделить, "их на две категории. Одни делают упор на развитие мускулатуры, физической силы. Другие на легкость и быстроту движений. Наши учителя относили первые к Сёрэй-рю, вторые к Сёрин-рю" {.Фунакоси Гичин, "Каратэ-до нюмон").
Иначе говоря, термин "Сёрин-рю" относится к прямолинейной, размашистой, "длинной", скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин "Сёрэй-рю" - к круговой, малоамплитудной, "короткой", силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях "дзю-но-кэнпо" (мягкое кэнпо) и "го-но-кэнпо (жесткое кэнпо).
Вообще говоря, термины "Сёрин" и "Сёрэй" могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль "Шаолинь-цюань" (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин "Сё-рин" явился окинавским произношением китайского слова "Шао-линь", а название "Сёрин-рю" обозначало "Школа Молодого Леса". Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как "сё", но обозначает не "молодой", а "сосна" (по-другому он читается "мацу"). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей
школы. Его "Сёрин-рю" обозначает "Школу соснового леса".
Что же касается термина "Сёрэй", то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов "шао-линь" и обозначал "молодой лес" на диалекте района Наха. Только и всего.
Термин "кэн-по" представляет собой окинав-ское прочтение китайских иероглифов "цюань-фа" (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности именно этим словом "кэнпо". В XIX веке (до 1900 года) данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с термином "каратэ". Например, "Мотобу-рю кэн-по-каратэ".
В наши дни этот термин используют в качестве общего названия целого комплекса боевых искусств, в основе которых лежат окинавские стили, подвергшиеся, однако, гавайским, филиппинским, индонезийским влияниям.