УЭЧИ-РЮ (Школа Уэчи)
Школа окинавского каратэ, получившая определенную популярность в США,
Англии и Франции.
1. Краткая история школы
Ее основателем является мастер Уэчи Канбун (1877-1948). Этот человек
изучал в детстве и юности окинавское кэнпо под руководством своего отца,
Уэчи Кантоку. В 1897 году юноша переехал жить и работать в Китай, в
приморскую провинцию Фуцзянь. Там его наставником стал выходец с Окинавы,
некий Кодзё Кихо, ученик китайского мастера Чжоу Цихэ из школы Пангай-нун.
Чжоу, в свою очередь, был учеником мастеров Хэ Шидэ и Чжоу. Пэй, положивших
в основу своей школы стили дракона, тигра и журавля.
С 1904 года Уэчи Канбун начал заниматься непосредственно у мастера
Чжоу. Спустя 6 лет, в 1910 году, он вернулся на Окинаву и обзавелся здесь
семьей. В 1921 году Канбун обосновался в Японии, в небольшом городке Вакаяма
недалеко от Осака. Там он подружился с Томоёсэ Рюю, ставшим его первым
учеником-японцем. Именно этот пылкий последователь убедил Канбуна основать
собственное додзё и начать официальное преподавание стиля Пангай-нун.
Произошло то и другое в 1923 году. В 1946 году Уэчи Канбун вернулся на
Окинаву, где вскоре и умер.
Сын отца-основателя школы, Уэчи Канэй (1911-1991), начал изучение
боевого искусства довольно поздно, в 1928 году, когда ему уже исполнилось 17
лет. Через 9 лет, в 1937 году, он открыл свое додзё в Осака и продолжил
таким образом дело отца. В 1942 году Канэй покинул Японию. Он уехал на
Окинаву, в маленький городок Футэнма, где Томоёсэ Рюко (сын Рюю) построил
ему новое додзё.
Наиболее известные ученики Уэчи Канэя - его сыновья Канмэй и Хирофуми,
Итокадзу Сэко и Синдзо Сэйю, братья Мияги - Нобору и Сэй-сабуро, братья
Киндзо - Такаси и Масамицу, братья Уэхара - Исаму, Дзиро и Такэнобу, а также
англичанин Джордж Маттсон, автор известной книги "Уэчи-рю каратэ-до".
Нынешним главой школы является старший сын Канэя -Канмэй. А сама школа после
смерти Уэчи Канбуна стала называться Уэчи-рю. Впрочем, в 1978 году мастер
Итокадзу Сэко отошел от своего учителя, и с помощью Киндзо Такаси открыл
собственное додзё, заявив, что он обучает стилю Пан-гай-нун-рю!
2. Характерные особенности школы
Поединки проводят в жесткий контакт по всему телу и без протекторов.
Основная идея здесь такова: спортивная схватка должна как можно больше
походить на реальный бой. Поэтому правила достаточно свободные. Например,
разрешены захваты, в том числе за одежду. Оказавшись сбитым на землю,
каратэка продолжает бой, тогда как в других школах ему бы за это засчитали
поражение. Допускаются подсечки, подножки, болевые приемы на суставы.
Важное место в тренинге занимают упражнения "коти-китаэ". Это набивка
предплечий, бедер и голеней, позволяющая значительно повысить эффективность
блокировки как руками, так и ногами. Преимущества, обретаемые
систематической тренировкой такого рода, становятся очевидными в поединках с
представителями иных стилей каратэ. Адепты Уэчи-рю своими "железными"
конечностями очень быстро ломают их оборону. Упражнения "коти-китаэ"
практикуют вместе с партнером, стоя лицом к лицу в стойке "санчин",
являющейся в школе основной. Сначала работают внешней стороной предплечий,
стараясь максимально напрягать мышцы в момент соприкосновения, позже
начинают наносить удары кулаком и ступней. Этот метод Уэчи Канбун
заимствовал в Китае, где с давних пор существует система укрепления тела,
называемая "железной рубахой".
В школе всего лишь 8 ката. Это Санчин, Сэй-сан, Сансэру, завещанные
Уэчи Канбуном; Кан-сива, Кансин, Сэйрю, созданные Уэчи Канэем; ката Кансю,
автором которой является Уэхара Сабуро и, наконец, ката Сэйсин - творение
Ито-кадзу Сэко. Ката изучают не торопясь, шаг за шагом, добиваясь
максимальной точности и выразительности каждого элемента. Редко встретишь
ученика, которому бы удалось выполнить ката от начала и до .конца без того,
чтобы учитель не остановил его несколько раз для внесения поправок. Ради
лучшего понимания смысла тех приемов, из которых состоят эти формальные
упражнения, инструкторы постоянно ссылаются на, примеры из окинавской
истории. В старину кара-тэка мог использовать в бою тот или иной прием
один-единственный раз: либо он разил этим ударом наповал, либо самурай
сносил ему голову своим мечом.
Придерживаясь древних принципов жестокого боя на смерть, инструкторы
школы Уэчи-рю отрицают право женщин на занятия каратэ.
Видную роль в школе отводят практике "тамэ-си-вари", упражнений по
разламыванию твердых предметов. Ведь для того, чтобы надежно выводить
противника из строя одним ударом, надо, чтобы этот удар обладал
сокрушительной силой. Эффектными публичными демонстрациями искусства
"тамэси-вари" прославился мастер Синд-зо Киёхидэ. Например, ударом кулака он
перерубает пополам бейсбольную биту, которую держит в руках партнер. Очень
немного найдется на свете людей, способных сделать такое с короткой тол-
стой палкой из твердого дерева, к тому же не закрепленной в держателях!
ФУДОКАН
(Несокрушимый дом)
Современный стиль каратэ, созданный в 1980 году югославским мастером
Ильей Йоргой (1940 г.р.). Йорга занимался каратэ с 20 лет, первые 7 лет у
мастера Мураками Тэцуо, а затем у Касэ Тайдзи. Черный пояс получил в 1967
году, на следующий год впервые стал чемпионом своей страны. В настоящее
время Илья Йорга - 15-кратный чемпион Югославии и 3-х-кратный чемпион Европы
(один раз в кумитэ и два раза в ката). В 1977 году на чемпионате мира в
Токио (по правилам ВУКО) он занял третьи места в кумитэ и в ката.
Свой стиль он создал из-за неудовлетворенности слишком условным
характером бесконтактных поединков. Иорга подчеркивает, что Фудокан - это
традиционное каратэ, в котором кихон, ката и кумитэ играют одинаково важную
роль. В поединках выше всего ценится победа одним решающим ударом (в
соответствии со старинным принципом "иккэн хиссацу - одним ударом наповал").
Техника данного стиля включает элементы из Сётокан-рю, Годзю-рю и Сито-рю.
Она сгруппирована в ката Мэйкё (3 ката), Тайдзи (3 ката), Тэкки (3 ката),
Санчин, Канку, Хэйан и некоторые другие. Часть ката Йорга создал заново на
основе элементов из классических ката упомянутых стилей.
Его стилевая федерация Фудокан входит в со-стаз Международной федерации
традиционного каратэ-до, возглавляемой мастером Нисияма Хи-дэтака (9-й дан).
В СНГ наиболее видным представителем стиля Фудокан является Петр Калинин
(Минск), имеющий 3-й дан и возглавляющий федерацию традиционного каратэ-до
Республики Беларусь.