3. Учителя старой Окинавы
Яра из Чатаны. Первым великим мастером Оки-нава-тэ, чье имя дошло до нас, был Яра из деревни Чатана. Он родился в начале XVIII века. В возрасте 12 лет был послан родителями в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуц-зянь), учиться там торговому делу. Учение заняло, ни много, ни мало, целых 20 лет, в течение которых он, помимо торговли, досконально изучил стиль ушу Синь-И-цюань (кулак формы-мысли).
Вернувшись домой, Яра столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. То искусство, которое Яра успешно применял в схватках с самураями и которому обучал сородичей, он называл либо "Рэймё-То-Тэ" (Чудесное искусство с материка), либо "Синпи-То-Тэ" (Тайное искусство с материка). Позже, будучи уже известным мастером, Яра брал уроки у одного китайца, жившего на Окинаве, по имени Гуан Чжан-фу (на окинавский манер это имя звучит как Кусанку).
Яра оставил потомкам три ката: Чатан-Яра-но-Кусанку (созданную им на основе учения Гуан Чжан-фу), Чатан-Яра-но-Бо (Шест Яры из Чатаны) и Чатан-Яра-но-Сай (Трезубец Яры из Чатаны). Их практикуют по сей день.
"То-Тэ" Сакугавы. Вторым великим мастером считается Сакугава (1733-1815). В 1750 году он стал учеником некоего Такахара Пэйчина в деревне Аката. А через б лет, в 1756 году, продолжил обучение у мастера Гуан Чжан-фу.
Сакугава оставил две ката: Сакугава-но-Кусанку (отобразившую его понимание учения мастера Гуана и потому отличающуюся от ката Чатан-Яра-но-Кусанку), а также Сакугава-но-Кон (палка Са-кугавы). Среди учеников этого мастера наиболее известны трое: Мацумото (ставший его официальным преемником), Гинован Тунчи (создатель ката "Гинован-но-Кон") и Мацу мураСокон.
Мацумура и самый первый "стиль" каратэ. Мацу-мура Сокон (1792-1896) родился в Сюри. В 1802 году отец представил его мастеру Сакугава, учеником которого он был до смерти последнего, т.е. на протяжении 13 лет. Когда учитель умер, 23-х летний Сокон отправился в Китай, где изучал цюань-фа у мастера Хи Хуа. По возвращении на Окинаву он объявил о создании своего собственного стиля, которому дал название "Сёрин-рю-Го-коку-Ан-То-Тэ" (в переводе это означает "Школа китайского искусства руки Молодого Леса,
предназначенного для защиты отечества"). Однако столь длинное имя не прижилось, стиль получил известность сначала как "Сюри-тэ", а позже как "Мацумура-Сёрин-рю". Еще и сегодня некоторые окинавские стили претендуют на прямое наследование ими учения Мацумуры Сокона, например, стиль "Сёриндзи-рю Кэнко-кан" семьи Хисатака. Наименование, взятое Мацумурой, явилось первым
случаем использования окинавским учителем для обозначения своей школы терминологии японского бу-дзюцу.
Мацумура прожил очень долгую жизнь - 104 года! Однако сам он создал всего лишь две ката: Мацумура-но-Пассай (явившуюся его собственной версией древней ката Оядомари Пассай, известной на Окинаве с XIV века) и Мацумура-но-Чинто, в которой он обобщил учение Хи Хуа. Кроме них, он преподавал уже упомянутые выше ката Чатан-Яра-но-Кусанку, Сакугава-но-Кусан-ку и Оядомари Пассай, всего 5 формальных комплексов. У него было много учеников. Наибольшую известность среди них получили Ябу Кэнцу (1863 - 1937), Кян Чотоку (1870-1945), Мотобу Чоки (1871-1944), Ханасиро Чомо (1869-1945), Азато Анко (1827-1906), Итосу Ясуцунэ (1830 - 1915).
Итосу Ясуцунэ и Сюри-тэ. Итосу Ясуцунэ (или Итосу Анко) был вторым великим мастером Сюри-тэ, после Мацумуры Сокона. Сначала он учился у своего отца, потом у Мацумуры Сокона и, наконец, у Гусукума Синпана. Великолепный техник, прекрасный боец и замечательный педагог, он добился того, что Окинава-тэ было включено в программу обучения начальных школ Окинавы, начиная с 1900/01 учебного года.
Для обучения детей он разработал серию из пяти ката Пинан, более простых, чем классические ката. Данную идею подхватили впоследствии некоторые другие стили, создав собственные версии упрощенных ката (Хэйян-но-ката, Хэйва-но-ката и т.д.). Среди наиболее известных учеников мастера Итосу можно отметить Кяна Чотоку (учившегося также у Мацумуры Сокона и Мацумуры Косаку), Чибана Сёсина (1885 - 1969), Ма-буни Кэнва (1889-1957), создателя Сито-рю, а также Фу накоси Гичина (1869 - 1957), преподававшего
впоследствии в Токио и порвавшего с окинавской традицией.
Классическое Томари-тэ. Известным -мастером старинного Томари-тэ был Мацумура Косаку (1829 - 1898). Он учился у китайского мастера Цюань Цзя (или Чжуан Цзя), ставшего учителем и для других окинавских мастеров. Согласно целому ряду свидетельств, старинное Томари-тэ представляло собой синтез "внешних" и "внутренних" стилей китайского цюань-фа.
Другим известным представителем этого стиля был Оядомари Пэйчин (или Кокан). Он являлся так называемым "внутренним учеником" (учи-дэси) мастера Цюань Цзя, тогда как Мацумура Косаку - "внешним". Этот человек прославился тем, что познакомил общественность с древней формой ката Пассай, передававшейся в его семье с XIV века. Свое искусство мастер Пэйчин передал сыну, Оядомари Кодаю, а тот - своим сыновьям, Коду и Конину.
"Старое" и "новое" Наха-тэ. Старое Наха-тэ связано с именами трех окинавцев - Томоёсэ, Гуши и Сакиямы, учившихся у одного китайца, жившего на Окинаве. Сакияма обучал некоего Томигусу-ку, со смертью которого традиция прервалась, так как официального преемника у него не было. В "старом" Наха-тэ известны 4 ката: Найханчи, Сэй-сан, Сансэру, Санчин.
Ван Син-цзянь тоже был китайцем, жившим на Окинаве. У него было несколько учеников, самым знаменитым среди которых стал Хигаонна Канрё (1840-1916); прозванный "святым кулака". Хигаонна еще ребенком был учеником Мацумуры Сокона, а затем поступил в обучение к Ван Син-цзяну. В возрасте примерно 21 года он отправился в Китай, в провинцию Фуцзянь, где провел более 20 лет. Там он изучал несколько стилей цюань-фа, а именно Тан-Лан-цюань (стиль богомола), Бай-Хао-цюань (стиль белого журавля) и
Тайцзи-цюань.
По возвращении на Окинаву он создал свой собственный стиль, дав- ему название Наха-тэ. Среди учеников Хигаонны наиболее известными стали Мияги Чодзюн (1888 - 1953), основатель Годзю-рю, и Мабуни Кэнва (1889-1957), основатель Сито-рю.
"Забытые". Окинава знала и других каратистов высокого ранга, не вошедших, однако, в официальную историю Окинава-тэ. Речь идет об "айноко", т.е. метисах, рождавшихся от матерей-окинавок и отцов-иностранцев, чаще всего от португальских или голландских моряков.
Наиболее знаменитым среди них считается некий Бункичи Итоман, "человек с голубыми глазами", что на Окинаве считалось признаком людей с "дурными задатками". Как уже сказано, ему и другим незаконнорожденным не нашлось места в генеалогии ни одной из окинавских школ. Но ведь кто-то его учил, раз члены окинавских землячеств на Гавайях и в Бразилии хранили память о нем,. как об одном из самых выдающихся мастеров рукопашного боя! Бункичи - типичный пример мастера-одиночки, стоявшего вне традиции, и не имевшего
учеников.
Были также мастера, не вошедшие в официальную историю по религиозному признаку, то есть христиане. Кстати, христианство оказалось наиболее популярным именно среди айноко. А вообще, до конца XIX века каратэ оставалось чисто окинавским явлением. Затем оно шагнуло за пределы архипелага, прежде всего на Гавайи. Практически все гавайские учителя были людьми не знатного происхождения и со смешанной кровью. В Японии первые учителя являлись окинавцами, но потом эстафету перехватили японцы, а один из самых знаменитых деятелей японского каратэ - Ояма Масутацу - был кореец.