КЭНПО-КАРАТЭ
Строго говоря, не всегда понятно, почему употребляется такое сочетание
терминов. В самом деле, "кэнпо" и "каратэ" на Окинаве значило одно и то же,
или почти одно и то же. Иногда говорят, что современные стили кэнпо-каратэ,
это такие, в которых техника боя представлена в основном ударами, тогда как
в старых стилях кэнпо помимо ударов имелось много захватов, вывихов,
бросков, удушений.
КЭНПО-КАРАТЭ ГАВАЙСКОЕ
Стиль кэнпо, созданный в Гонолулу Уильямом Квай-Сун Чжоу (1914 - 1987).
Он сначала учился у своего отца, китайца по происхождению, а потом стал
учеником Джеймса Митосэ. В 1946 году Чжоу получил от Митосэ черный пояс и
открыл в Гонолулу свое собственное додзё. Там он постепенно разработал свою
систему обучения, более продуманную и упорядоченную, чем у Митосэ. Чжоу
воспитал много "черных поясов", тогда как Митосэ только пятерых. Первыми
среди них были братья Джо и Андриано Эмперадо (см. Кадзю-кэнбо).
Среди других учеников Чжоу, получивших известность, обычно называют
Эдмунда Паркера, Ника Серио, Сэма Куоха, Фреда Лара, Мэнни Де Ла Круза,
Осиро Масаичи. Преемником и продолжателем учения Чжоу является Сэм Куоха
(см. Кара-Хо-кэнпо).
КЭНПО-КАРАТЭ ПАРКЕРА
Это стиль кэнпо, созданный Эдмундом Кеало-ха Паркером (1931 - 1990),
американцем гавайского происхождения (он был праправнуком гавайского короля
Камехамеха Первого, правившего на Гавайях в начале XIX века).
Паркер в 1946 - 49 и 1951-54 гг. был учеником Уильяма Квай-Сун Чжоу. В
1951 году Чжоу вручил ему черный пояс. В 1954 году Паркер открыл свое первое
додзё в городе Прово (штат Юта), а в 1956 году переехал в штат Калифорния, в
город Пасадена, где прожил всю остальную жизнь. К разработке своего стиля
Паркер приступил в 1959 году. Он считал, что вклад Уильяма Чжоу в его
систему не превышал 15%, а 85% принадлежит ему самому. Поэтому он назвал
свой стиль "Американское кэнпо-каратэ", специально для того, чтобы отличать
его от гавайского (стиля Чжоу).
Основу стиля Паркера составили 150 приемов базовой техники, почерпнутые
им из японского дзю-дзюцу, окинавского кэнпо, местных гавайских (т.е.
полинезийских) методов боя, а также из уличной техники драки. Главным
критерием выбора техники была для Паркера степень ее соответствия
биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Этим он
радикально отличался от большинства основателей восточных систем,
вдохновлявшихся идеями даосско-буддийской философии. В системе Паркера нет
места для мистики, легендарных историй и восточной экзотики. Это научно
обоснованная система.
Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он
может сравнить с процессом обучения устной речи и письму: "Когда ребенок
учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, затем начинает
составлять из них слова, а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если
представить, что каждое техническое действие - это звук или слог, то станет
понятным, что я имею в виду". То есть, 150 элементов базовой техники, это
своего рода "словарь", дающий возможность "разговаривать" на языке движений
в соответствующих ситуациях.
Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и тех
же слов люди говорят по-разному. Речь одних свободна и выразительна, у
других она бедная и косноязычная. Все дело в способностях и в подготовке.
Рассматривая подготовку бойца, Паркер говорит, что есть три основных вида
письма: машинопись, где каждая буква печатается только после того, как
напечатана предыдущая; письмо от руки (курсив), где следующая буква как бы
"вытекает" из предшествующей; и стенография, в которой один условный значок
обозначает либо слог, либо целое слово. Так и в боевых искусствах.
Отдельные движения, выполняемые с перерывами между ними, можно сравнить
с печатанием. Движения, вытекающие одно из другого - это курсив, а если блок
и удар, захват и подножка совпадают в одном приеме, это "стенография". Легче
всего научиться печатать на машинке. Быстро и красиво писать от руки
значительно труднее, не зря существует такое искусство, как каллиграфия. Ну,
а стенографией вообще владеет считанное число людей. Задача наставника
боевого искусства заключается в том, чтобы научить своих учеников свободно
"стенографировать".
Итак, оригинальность кэнпо-каратэ Паркера-в его "словаре" базовой
техники и в правилах пользования им. И то, и другое он изложил в пятитомном
труде "Бесконечное постижение кэнпо", изданном в 80-х годах. Каждый, кто
хочет изучить систему Паркера, должен сам подбирать из этого "словаря" ту
технику, которая наиболее приемлема для него, с учетом особенностей своего
телосложения и нервно-мышечных реакций, своей психологии и предполагаемых
опасностей.. Разумеется, такой путь абсолютно неприемлем для многочисленных
интеллектуальных лентяев и тупиц, составляющих большинство занимающихся в
додзё США-, Европы и стран СНГ. Зато для думающих наставников боевых
искусств труды Паркера являются неисчерпаемым источником творчества.
В 1960 году Паркер создал Международную ассоциацию кэнпо-каратэ,
которая в течение 30 лет, до самой его смерти 15 декабря 1990 года, являлась
одной из наиболее крупных организаций боевых искусств в мире. Достаточно
сказать, что к началу 1990 года она объединяла 35 тысяч человек, состоявших
в 170 клубах в 12 странах мира. Когда Паркер умер, возник целый ряд проблем
организационного и финансового характера, в результате которых МАКК
прекратила свое существование. Но в апреле 1991 года четверо его учеников:
Джо Паланцо, Томас Келли, Фрэнк Трэджо и Ричард Планас создали Всемирную
федерацию кэнпо-каратэ и таким образом продолжили его дело.