Страница 3 из 9
Организационно-методические указания
1.Занятия по рукопашному бою направлены на формирование у личного состава навыков и действий в рукопашной схватке, на воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости, на выработку постоянной боевой готовности к перенесению высоких физических и психологических напряжений при выполнении служебных задач.
2.Учебные занятия проводятся инструкторами-общественниками по рукопашному бою и штатными инструкторами. На учебную группу назначается 2 инструктора. Учебные группы формируются: по 1 этапу (обучение) с учетом медико-возрастных групп сотрудников; по II этапу (совершенствование) с учетом их медико-возрастных групп и по степени подготовленности из сотрудников, сдавших на «хорошо» и «отлично» программу 1-го этапа обучения.
3.Занятия организуются на ровной площадке или в зале. Удары (уколы) штыком, прикладом, ножом, рукой и ногой отрабатываются на тренировочных чучелах, подвесных
мешках, боксерских «лапах» и мишенях (плетенках). Для обучения и тренировки приемов необходимо иметь макеты автоматов (палки), ножей, пистолетов, боксерские «лапы», подвесные мешки, защитное снаряжение, накладки на кулаки, капы и костюм для рукопашного боя.
4.Приемы изучаются в следующей последовательности: ознакомление с упражнением (приемом, действием), разучивание, совершенствование.
При ознакомлении с упражнением необходимо назвать его и образцово показать, разъяснить для чего и когда оно применяется, если необходимо показать упражнение медленно, с попутным объяснением техники его выполнения.
Разучивание приемов в зависимости от подготовленности занимающихся осуществляется в целом, по частям или по разделениям, а также при помощи подготовительных упражнений в медленном, быстром и боевом темпе.
Прием разучивается в целом, если он несложен, или если его выполнить по элементам нельзя, либо не имеет смысла. Разучивание по частям или по разделениям применяется в том случае, когда прием сложен, и его можно расчленить на отдельные части; после освоения приема по частям упражнение выполняется слитно. Важно при разучивании добиться правильного самостоятельного выполнения приема сотрудниками.
Приемы самостраховки, стойки, передвижения, отбивы, удары рукой и ногой включаются в содержание подготовительной части занятий. Приемы самостраховки, болевые приемы и броски разучиваются в обе стороны.
Выполнение болевых приемов, бросков и приемов обезоруживания, освобождений от захватов сочетается с нанесением противнику* отвлекающих ударов рукой или ногой в наиболее уязвимые места.
Для совершенствования выполнения изученных приемов необходимо систематически повторять их с постепенным усложнением условий, увеличением вариантности, с изменением исходных положений, в сочетании с другими физическими упражнениями, с включением внезапности в действия сотрудников.
5. Комплексная тренировка проводится групповым и поточным методом или в виде учебных боев по заданию инструктора. Она включает несколько связанных между собой технических приемов и действий.
6.С целью предупреждения травм у занимающихся необходимо:
следить за правильной организацией и методикой проведения учебно-тренировочных занятий: рациональным составлением расписания тренировок, соревнований; постепенностью в увеличении нагрузок, индивидуальным подходом к занимающимся, учетом состояния здоровья, возрастных и половых особенностей, физической и технической подготовленностью, весовыми категориями, достаточностью разминки;
систематически проверять места занятий и условия безопасности (исправность снарядов и инвентаря, соответствие костюмов и обуви);
при выполнении приемов рукопашного боя строго
соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанцию между занимающимися;
при выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживать, не допускать падения на него;
болевые, удушающие приемы проводить плавно, и по сигналу партнера немедленно прекращать выполнение приема. Уколы штыком, удары ножом, рукой, ногой на партнере только обозначать. При обозначении удара рукой или ногой по партнеру допускается касание, но без причинения ему какой либо травмы (легкая, средняя, тяжелая), смертельного исхода.
7.В подготовительную часть занятия по рукопашному бою включаются: общеразвивающие и специальные упражнения.
В общеразвивающие упражнения включается ходьба, бег, упражнения в движении, на месте, для различных групп мышц, выполняемые с отягощением, без отягощения, с предметами, без предметов и с партнером.
Общеразвивающие упражнения способствуют всестороннему физическому развитию сотрудников, расширяют запас двигательных навыков, увеличивают функциональные возможности организма, содействуют восстановлению работоспособности. В то же время каждое отдельное упражнение развивает определенное физическое качество. Условно принято различать упражнения на силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость.
Для развития силы: упражнения с гантелями, гирями, штангой, подтягивание на перекладине, лазание по канату, поднимание, переноска, приседание с партнером, сгибание и разгибание рук лежа в упоре и т. д.
Для развития выносливости: бег на средние и длинные дистанции, марш-броски, лыжные кроссы, упражнения с гантелями и штангой с небольшим весом, но с большим количеством повторений, игры в баскетбол, ручной мяч, футбол и другие упражнения с большим количество повторений и большой продолжительностью.
Для развития быстроты: бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки, игры в баскетбол, теннис, различные эстафеты, упражнения со скакалкой, штангой (рывки), быстрое выполнение различных приемов и упражнений.
Для развития гибкости: всевозможные плавные упражнения с постепенным увеличением амплитуды движения, наклоны туловища вперед, назад, в стороны, доставая ладонями пол, шпагаты, махи руками, ногами, гимнастический мост, упражнения на мосту.
Для развития ловкости: акробатические упражнения, одиночные, парные кувырки, перекаты через голову, перевороты, прыжки в высоту различными способами, толкание и метание облегченных снарядов, баскетбол, ручной мяч, футбол.
На каждом занятии делается акцент на выработку отдельного физического качества и выполняются упражнения на расслабление и успокоение дыхания для более быстрого восстановления организма.
Упражнения на расслабление выполняются стоя, лежа, поочередно расслабляются мышцы рук, ног, туловища.
Упражнения на успокоение дыхания выполняются в движении, на месте, стоя, лежа. При вдохе - поднять, развести в стороны руки, одновременно поднимая туловище. При глубоком выдохе - опустить и свести руки, наклоняя туловище. Выдох рекомендуется выполнять в 3 - 4 раза продолжительней, чем вдох.
Упражнения на расслабление и успокоение дыхания рекомендуется выполнять с закрытыми глазами.
Специальные упражнения - в их число включаются специально-подготовительные (подводящие) и имитационные упражнения, по характеру и структуре движений имеющие значительное сходство с технико-тактическими действиями рукопашного боя. Сюда же относятся акробатические упражнения, страховка, самостраховка, простейшие формы борьбы, бокса, фехтования, спортивные и подвижные игры на сопротивление. Специальные упражнения развивают необходимые физические и волевые качества, дают возможность приобрести служебно-прикладные навыки, а также способствуют более успешному овладению техникой сложных приемов. Они проводятся с партнером и без партнера, со снарядами и без снарядов.
Упражнения на сопротивление выполняются с партнером и в группе.
Упражнения на сопротивление с партнером: стоя лицом друг к другу в левосторонней стойке, захватив друг друга за кисти, потянуть на себя или толкнуть от себя, вывести противника из равновесия. Стоя друг против друга в строевой стойке, руки согнуть в локтях за счет взаимных толчков в ладони, заставить.партнера сойти с места и другие упражнения.
Упражнения на сопротивление группой: сотрудники в шеренгах берутся за руки и лицом или спиной друг к другу стараются вытолкнуть другую шеренгу за определенную черту и другие упражнения.
Упражнения на сопротивление с применением снарядов. Отнимание друг у друга гимнастической палки, набивного мяча и другие упражнения.
Игры с сопротивлением: «бой всадников», «петушиный бой», борьба за захват и другие игры.
Упражнения для страховки и самостраховки. Группировка. Перекаты на спину, на левый, правый бок. Кувырки вперед, назад, через плечо. Падение на грудь, спину, на левый, правый бок. То же, через препятствия. Падение через шест назад и вперед. Падение через партнера вперед и назад. Падение через руку партнера. Чтобы правильно падать при броске, надо уметь напрягать тело и группироваться в момент касания ковра, пола. При падении нельзя расслабляться, падать, откидывая голову и выставлять кисти рук, локти.
Подводящие и имитационные упражнения подбираются для каждой группы приемов, технических действий.
8.При обучении приемам рукопашного боя применяются распоряжения и команды:
для передвижения по границам площадки или зала подается команда «Группа, в обход площадки (зала), шагом МАРШ»;
общеразвивающие и специальные упражения выполняются в разомкнутом строю, дистанция и интервал между занимающимися два - три шага;
в движении - по команде «Налево по три (по четыре,}- интервал, дистанция 2 -3 шага, МАРШ»;
выполнение упражнений, приемов и действий на месте и в движении начинается из исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение ПРИНЯТЬ». Упражнение выполняется по команде «Упражнение НАЧИНАЙ». При необходимости, вначале указывается, какое упражнение выполняется и сколько раз оно должно быть повторено.
Для окончания выполнения упражения на месте подается команда «СТОЙ», в движении - «Упражнение закончить».
При разучивании и выполнении упражнений подаются команды: для изготовки к бою «К бою ГОТОВЬСЬ»;
для отбивов «Вправо (влево, вниз, направо) - отбей»;
для нанесения ударов «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, штыком) БЕЙ, КОЛИ»;
для выполнения приема по разделениям указать исходное положение и порядок выполнения. Например, при обучении задней подножке: с шагом левой ноги влево - вперед, осадить противника, делай -РАЗ; подбить правой ногой подколенный сгиб ноги противника и рывком руками вниз - налево бросить его на ковер, делай - ДВА; обозначить удар каблуком в подреберье, делай - ТРИ;
для слитного выполнения болевого приема, обезоруживания или броска - «Загиб руки за спину - ПРИЕМ» и т. д.
Для выполнения комбинаций из приемов и действий даются указания, а затем исполнительная команда «ВПЕРЕД» или «ПРИЕМ».
9.При подготовке и проведении занятий инструктор учебной группы обязан:
постоянно повышать свой технико-тактический и методический уровень, тщательно готовиться к занятиям, иметь по каждому из них разработанный на основе программы план- конспект, рабочий план;
методически правильно организовывать и проводить занятия и зачетные соревнования;
на занятиях строго соблюдать меры безопасности;
знать и умело применять приемы помощи и страховки, не допускать случаев травматизма;
осуществлять учет посещаемости занятий сотрудниками и сдачи ими зачетов и нормативов.
(*) Здесь и далее под противником следует понимать участие сотрудника в качестве партнера во время ведения или изучения техники рукопашного боя.