Начальный этап рукопашной подготовки - Организационно-методические указания

Категория: Рукопашный бой Опубликовано 08 Март 2014
Просмотров: 5956

Организационно-методические указания
1.Занятия по рукопашному бою направлены на формирование у личного состава навыков и действий в рукопашной схватке, на воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости, на выработку постоянной боевой готовности к перенесению высоких физических и психологических напря­жений при выполнении служебных задач.
2.Учебные занятия проводятся инструкторами-обществен­никами по рукопашному бою и штатными инструкторами. На учебную группу назначается 2 инструктора. Учеб­ные группы формируются: по 1 этапу (обучение) с учетом медико-возрастных групп сотрудников; по II этапу (со­вершенствование) с учетом их медико-возрастных групп и по степени подготовленности из сотрудников, сдавших на «хорошо» и «отлично» программу 1-го этапа обучения.
3.Занятия организуются на ровной площадке или в зале. Удары (уколы) штыком,  прикладом, ножом, рукой и ногой отрабатываются на тренировочных чучелах, подвесных
мешках, боксерских «лапах» и мишенях (плетенках). Для обу­чения и тренировки приемов необходимо иметь макеты ав­томатов (палки), ножей, пистолетов, боксерские «лапы», под­весные мешки, защитное снаряжение, накладки на кулаки, капы и костюм для рукопашного боя.
4.Приемы изучаются в следующей последовательности: ознакомление с упражнением (приемом, действием), разучи­вание, совершенствование.
При ознакомлении с упражнением необходимо наз­вать его и образцово показать, разъяснить для чего и когда оно применяется, если необходимо показать упражнение мед­ленно, с попутным объяснением техники его выполнения.
Разучивание приемов в зависимости от подготовлен­ности занимающихся осуществляется в целом, по частям или по разделениям, а также при помощи подготовительных уп­ражнений в медленном, быстром и боевом темпе.
Прием разучивается в целом, если он несложен, или если его выполнить по элементам нельзя, либо не имеет смысла. Разучивание по частям или по разделениям применяется в том случае, когда прием сложен, и его можно расчленить на отдельные части; после освоения приема по частям упражне­ние выполняется слитно. Важно при разучивании добиться правильного самостоятельного выполнения приема сотрудниками.
Приемы самостраховки, стойки, передвижения, отбивы, удары рукой и ногой включаются в содержание подготовительной части занятий. Приемы самостраховки, болевые при­емы и броски разучиваются в обе стороны.
Выполнение болевых приемов, бросков и приемов обезоруживания, освобождений от захватов сочетается с нанесением противнику* отвлекающих ударов рукой или ногой в наиболее уязвимые места.
Для совершенствования выполнения изученных приемов необходимо систематически повторять их с постепен­ным усложнением условий, увеличением вариантности, с изме­нением исходных положений,  в сочетании с другими физичес­кими упражнениями, с включением внезапности в действия сотрудников.
5. Комплексная тренировка проводится групповым и по­точным методом или в виде учебных боев по заданию ин­структора. Она включает несколько связанных между собой технических приемов и действий.
6.С целью предупреждения травм у занимающихся необ­ходимо:
следить за правильной организацией и методикой про­ведения учебно-тренировочных занятий: рациональным сос­тавлением расписания тренировок, соревнований; постепен­ностью в увеличении нагрузок, индивидуальным подходом к занимающимся, учетом состояния здоровья, возрастных и по­ловых особенностей, физической и технической подготовлен­ностью, весовыми категориями, достаточностью разминки;
систематически проверять места занятий и условия бе­зопасности (исправность снарядов и инвентаря, соответствие костюмов и обуви);
при выполнении приемов рукопашного боя строго
соблюдать последовательность выполнения упражнений, ин­тервалы и дистанцию между занимающимися;
при выполнении захватов и бросков страховать парт­нера, поддерживать, не допускать падения на него;
болевые, удушающие приемы проводить плавно, и по сигналу партнера немедленно прекращать выполнение при­ема. Уколы штыком, удары ножом, рукой, ногой на партнере только обозначать. При обозначении удара рукой или ногой по партнеру допускается касание, но без причинения ему ка­кой либо травмы (легкая, средняя, тяжелая), смертельного исхода.
7.В подготовительную часть занятия по рукопашному бою включаются: общеразвивающие и спе­циальные упражнения.
В общеразвивающие упражнения включается ходьба, бег, упражнения в движении, на месте, для различных групп мышц, выполняемые с отягощением, без отягощения, с пред­метами, без предметов и с партнером.
Общеразвивающие упражнения способствуют всесторон­нему физическому развитию сотрудников, расширяют за­пас двигательных навыков, увеличивают функциональные возможности организма, содействуют восстановлению работо­способности. В то же время каждое отдельное упражнение развивает определенное физическое качество. Условно приня­то различать упражнения на силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость.
Для развития силы: упражнения с гантелями, гирями, штангой, подтягивание на перекладине, лазание по канату, поднимание, переноска, приседание с партнером, сгибание и разгибание рук лежа в упоре и т. д.
Для развития выносливости: бег на средние и длин­ные дистанции, марш-броски, лыжные кроссы, упражнения с гантелями и штангой с небольшим весом, но с большим количеством повторений, игры в баскетбол, ручной мяч, фут­бол и другие упражнения с большим количество повторений и большой продолжительностью.
Для развития быстроты: бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки, игры в баскетбол, теннис, различные эстафеты, упражнения со скакалкой, штангой (рывки), быст­рое выполнение различных приемов и упражнений.
Для развития гибкости: всевозможные плавные упраж­нения с постепенным увеличением амплитуды движения, нак­лоны туловища вперед, назад, в стороны, доставая ладоня­ми пол, шпагаты, махи руками, ногами, гимнастический мост, упражнения на мосту.
Для развития ловкости: акробатические упражнения, одиночные, парные кувырки, перекаты через голову, переворо­ты, прыжки в высоту различными способами, толкание и ме­тание облегченных снарядов, баскетбол, ручной мяч, футбол.
На каждом занятии делается акцент на выработку от­дельного физического качества и выполняются упражнения на расслабление и успокоение дыхания для более быстрого восстановления организма.
Упражнения на расслабление выполняются стоя, ле­жа, поочередно расслабляются мышцы рук, ног, туловища.
Упражнения на успокоение дыхания выполняются в движении, на месте, стоя, лежа. При вдохе - поднять, раз­вести в стороны руки, одновременно поднимая туловище. При глубоком выдохе - опустить и свести руки, наклоняя тулови­ще. Выдох рекомендуется выполнять в 3 - 4 раза продолжи­тельней, чем вдох.
Упражнения на расслабление и успокоение ды­хания рекомендуется выполнять с закрытыми глазами.
Специальные упражнения - в их число включаются спе­циально-подготовительные (подводящие) и имитационные уп­ражнения, по характеру и структуре движений имеющие зна­чительное сходство с технико-тактическими действиями руко­пашного боя. Сюда же относятся акробатические упражне­ния, страховка, самостраховка, простейшие формы борьбы, бокса, фехтования, спортивные и подвижные игры на сопро­тивление. Специальные упражнения развивают необходимые физические и волевые качества, дают возможность приоб­рести служебно-прикладные навыки, а также способствуют более успешному овладению техникой сложных приемов. Они проводятся с партнером и без партнера, со снарядами и без снарядов.
Упражнения на сопротивление выполняются с партнером и в группе.
Упражнения на сопротивление с партнером: стоя лицом друг к другу в левосторонней стойке, захватив друг друга за кисти, потянуть на себя или толкнуть от себя, вывести противника из равновесия. Стоя друг против друга в строевой стойке, руки согнуть в локтях за счет взаимных тол­чков в ладони, заставить.партнера сойти с места и другие упражнения.
Упражнения на сопротивление группой: сотруд­ники в шеренгах берутся за руки и лицом или спиной друг к другу стараются вытолкнуть другую шеренгу за определенную черту и другие упражнения.
Упражнения на сопротивление с применением снарядов. Отнимание друг у друга гимнастической палки, набивного мяча и другие упражнения.
Игры с сопротивлением: «бой всадников», «пе­тушиный бой», борьба за захват и другие игры.
Упражнения для страховки и самостраховки. Группировка. Перекаты на спину, на левый, правый бок. Ку­вырки вперед, назад, через плечо. Падение на грудь, спину, на левый, правый бок. То же, через препятствия. Падение через шест назад и вперед. Падение через партнера впе­ред и назад. Падение через руку партнера. Чтобы правильно падать при броске, надо уметь напрягать тело и группировать­ся в момент касания ковра, пола. При падении нельзя рас­слабляться, падать, откидывая голову и выставлять кисти рук, локти.
Подводящие и имитационные упражнения под­бираются для каждой группы приемов, технических действий.
8.При обучении приемам рукопашного боя применяются распоряжения и команды:
для передвижения по границам площадки или зала подается команда «Группа, в обход площадки (зала), шагом МАРШ»;
общеразвивающие и специальные упражения выполня­ются в разомкнутом строю, дистанция и интервал между за­нимающимися два - три шага;
в движении - по команде «Налево по три (по четы­ре,}- интервал, дистанция 2 -3 шага,  МАРШ»;
выполнение упражнений, приемов и действий на месте и в движении начинается из исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение ПРИ­НЯТЬ». Упражнение выполняется по команде «Упражнение НАЧИНАЙ». При необходимости, вначале указывается, какое упражнение выполняется и сколько раз оно должно быть повторено.
Для окончания выполнения упражения на месте подает­ся команда «СТОЙ», в движении - «Упражнение закон­чить».
При разучивании и выполнении упражнений подаются команды: для изготовки к бою «К бою ГОТОВЬСЬ»;
для отбивов «Вправо (влево, вниз, направо) - отбей»;
для нанесения ударов «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, штыком) БЕЙ, КОЛИ»;
для выполнения приема по разделениям указать ис­ходное положение и порядок выполнения. Например, при обучении задней подножке: с шагом левой ноги влево - впе­ред, осадить противника, делай -РАЗ; подбить правой но­гой подколенный сгиб ноги противника и рывком руками вниз - налево бросить его на ковер, делай - ДВА; обозна­чить удар каблуком в подреберье, делай - ТРИ;
для слитного выполнения болевого приема, обезору­живания или броска - «Загиб руки за спину - ПРИЕМ» и т. д.
Для выполнения комбинаций из приемов и действий да­ются указания, а затем исполнительная команда «ВПЕРЕД» или «ПРИЕМ».
9.При подготовке и проведении занятий инструктор учеб­ной группы обязан:
постоянно повышать свой технико-тактический и мето­дический уровень, тщательно готовиться к занятиям, иметь по каждому из них разработанный на основе программы план- конспект, рабочий план;
методически правильно организовывать и проводить занятия и зачетные соревнования;
на занятиях строго соблюдать меры безопасности;
знать и умело применять приемы помощи и страховки, не до­пускать случаев травматизма;
осуществлять учет посещаемости занятий сотрудника­ми и сдачи ими зачетов и нормативов.

(*) Здесь и далее под противником следует понимать участие сотрудника в качестве партнера во время ведения или изучения техники ру­копашного боя.

Авторизация

Реклама